Общепризнанные нормы международного права примеры

Общепризнанные нормы международного права примеры

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г

20. Квалифицирующие признаки, характеризующие повышенную общественную опасность взяточничества или коммерческого подкупа (вымогательство, совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, получение взятки в значительном, крупном или особо крупном размере и др.), следует учитывать при юридической оценке действий соучастников соответствующих преступлений, если эти обстоятельства охватывались их умыслом.

Совокупность преступлений отсутствует и в случаях, когда взятка или незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе получены или переданы от нескольких лиц, но за совершение одного действия (акта бездействия) в общих интересах этих лиц.

27. При отграничении непосредственной передачи взятки по поручению взяткодателя (посредничество во взяточничестве) от дачи взятки должностному лицу за действия (бездействие) по службе в пользу представляемого взяткодателем физического либо юридического лица судам следует исходить из того, что посредник передает взятку, действуя от имени и за счет имущества взяткодателя. В отличие от посредника взяткодатель, передающий взятку за действия (бездействие) по службе в пользу представляемого им лица, использует в качестве взятки принадлежащее ему или незаконно приобретенное им имущество.

1. При разрешении вопроса о том, совершено ли коррупционное преступление должностным лицом, лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации либо государственную должность субъекта Российской Федерации, иностранным должностным лицом, должностным лицом публичной международной организации (далее — должностное лицо), а равно лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, судам следует руководствоваться примечаниями 1, 2 и 3 к статье 285, примечанием 2 к статье 290, примечанием 1 к статье 201 УК РФ, учитывая при этом соответствующие разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 года N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».

Если в процессе вымогательства взятки либо предмета коммерческого подкупа должностное лицо либо лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, совершило действия (бездействие), повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, содеянное при наличии к тому оснований должно быть дополнительно квалифицировано по статье 285, 286 или 201 УК РФ.

29. К числу обязательных условий освобождения от уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных статьями 291, 291.1 и частью 1 или частью 2 статьи 204 УК РФ, в силу примечаний к указанным статьям относятся добровольное сообщение после совершения преступления о даче взятки, посредничестве во взяточничестве либо коммерческом подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело, а также активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления.

2. При рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных статьей 290 УК РФ, судам необходимо иметь в виду, что в этой статье установлена ответственность за получение взятки: а) за совершение должностным лицом входящих в его служебные полномочия действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, б) за способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению указанных действий (бездействию), в) за общее покровительство или попустительство по службе, г) за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействие).

17. Решая вопрос о квалификации получения взятки или предмета коммерческого подкупа в составе группы лиц по предварительному сговору либо организованной группы, следует исходить из общей стоимости ценностей (имущества, имущественных прав, услуг имущественного характера), предназначавшихся всем участникам преступной группы.

Конституционное право

Законы — источники конституционного права

Некоторые из этих актов являются источниками конституционного права России в силу принципа правопреемственности или до замены законодательства. Сохраняют свое правовое значение ряд законов и постановлений, принятых Съездом народных депутатов и Верховным Советом СССР и РСФСР, а также постановлений Совета Министров СССР и РСФСР, хотя по мере принятия новых законов и других правовых актов число их постоянно убывает.

После принятия Конституции РФ 1993 г. в числе источников конституционного права появился еще один вид актов. Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) впервые в истории конституционного законодательства устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Более того, по аналогии с рядом зарубежных конституций (Франции и других стран) Конституция РФ устанавливает, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Из данной нормы некоторые авторы делают вывод о том, что в иерархии источников права ратифицированный международный договор стоит выше, чем закон, поскольку нормы последнего не могут отменять нормы или противоречить нормам международного договора 1 См., например: Васильева С.В., Виноградов В.А., Мазаев В.Д. Конституционное право России: Учебник. М.: Эксмо, 2010. С. 42. . Представляется, что подобный вывод преждевременен, поскольку разные виды договоров имплементируются в правовую систему разными способами (в зависимости от уровня самого договора): от принятия постановления Правительства РФ о присоединении к договору до федерального закона о ратификации межгосударственного договора. Кроме того, федеральный закон о ратификации по юридической силе не отличается от другого федерального закона. Указанная норма в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ появилась в связи с тем, что в случае противоречия между положениями источников права с одинаковой юридической силой действуют положения того, который был принят последним по дате.

Конституции и уставы субъектов Российской Федерации по содержанию должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам. В 1990-е некоторые нормы республиканских конституций и уставов других субъектов России не всегда соответствовали нормам федеральной Конституции. Потребовались определенные усилия со стороны федерального руководства и руководства субъектов Федерации, чтобы разрешить данную проблему. Тем не менее, в конституциях и уставах субъектов РФ есть еще нормы, противоречащие Конституции РФ и федеральному законодательству.

Аналогичной юридической силой на своей территории обладают уставы других субъектов Российской Федерации (края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа), что вытекает из принципа равноправия субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 5 Конституции РФ). Эти акты относятся к числу источников конституционного права и принимаются законодательными органами соответствующих субъектов. Структура конституции или устава субъекта Федерации, порядок их принятия определяются субъектом самостоятельно 2 Так, например, Уставом Ставропольского края закрепляется, что он является Основным законом Ставропольского края и имеет высшую юридическую силу по отношению к другим правовым актам Ставропольского края, имеет прямое действие и применяется на всей территории Ставропольского края. Законы и иные правовые акты Ставропольского края не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным правовым актам и Уставу (Основному закону) Ставропольского края (ст. 11). .

Источниками конституционного права являются также законы, издаваемые законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 5; ч. 4, 6 ст. 76 Конституции РФ и соответствующих конституций и уставов субъектов Федерации.

В соответствии с принципами разграничения компетенции Конституция РФ определяет взаимоотношения между федеральными законами и законами (и другими нормативными актами) субъектов РФ. Федеральная Конституция и законы имеют верховенство не во всех случаях, а лишь по вопросам, отнесенным к ведению Федерации или к совместному ведению Федерации и ее субъектов (т.е. по вопросам, обозначенным в ст. 71 и 72 Конституции РФ). Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов все субъекты осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. По таким вопросам в случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта Федерации будет действовать нормативный правовой акт субъекта РФ (ч. 4 6 ст. 76). Таким образом, по вопросам собственного ведения субъектов РФ признается приоритет законов и других нормативных правовых актов субъекта Федерации.

2. Договоры и соглашения являются важным источником конституционного права. Например, Федеративным договором от 31 марта 1992 г., были закреплены основы взаимоотношений Российской Федерации и ее субъектов. Федеративный договор включает в себя три договора между органами государственной власти РФ и органами всех видов субъектов РФ, а также договоры между РФ и ее отдельными субъектами. Федеративный и иные договоры действуют в части, не противоречащей Конституции РФ. В науке высказываются предложения о разработке и принятии нового Федеративного договора 3 Черепанов В.А. Конституционно-правовые основы разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами. М.: МЗ-Пресс. 2003. .


Комментарии запрещены.