Патриарший приказы

Патриарший приказы

Устинова И

[3] Напр.: Зимин А.А. О сложении приказной системы на Руси // Доклады и сообщения Института истории АН СССР. Вып.3. М., 1954. С. 164–176; Зимин А.А. О составе дворцовых учреждений Русского государства конца XV и XVI в. // Исторические записки. Кн. 63. М., 1958. С. 180–205; Леонтьев А.К. Образование приказной системы управления в Русском государстве. М., 1961.

[2] Напр. см.: Рогожин Н.М. Посольский приказ: Колыбель российской дипломатии. М., 2003; Новохатко О.В. Разряд в 175-м году. М., 2007; Лисейцев Д.В. Приказная система Московского государства в эпоху Смуты. М. – Тула, 2009 и др.

Делопроизводственные документы свидетельствуют, что текущая деятельность патриарших приказов была самоокупаемой[10]. Например, оплата труда неверстанных окладом подьячих осуществлялась за счет сбора ставленых пошлин с духовенства, на административные расходы шла часть доходов с домовых патриарших владений и т.д.[11] Однако в этом отношении патриаршие приказы не являются исключением, поскольку и другие московские приказы действовали по этому принципу. Выплата же денежных окладов патриаршим дьякам и подьячим, верстанным окладом, осуществлялась не из патриаршей, а из государевой казны[12], как и «непатриаршим» приказным людям. В Патриарших приказов служили и другие лица – стряпчие, недельщики, приставы (из патриарших детей боярских), сторожа. Они назначались патриаршими указами и выполняли текущие поручения в приказах, получали жалование из патриаршей казны[13]. Эта категория лиц, а также служащие многочисленных хозяйственных служб составляет контингент собственно Патриаршего Дома.

Уважаемый Петр Сергеевич! Оба Ваши вопроса весьма интересны. Постараюсь изложить свое мнение по пунктам. 1. Обращаясь к проблеме коррупции мне представляется важным определить этот термин более широко. Коррупция это не только взятки, но и злоупотребление своим служебным положением в широком смысле слова (от казнокрадства до вынесения предвзятых решений, «проталкивание» по службе и т.п.). Безусловно, коррупция в русской церкви XVII в. существовала, причем на всех уровнях. Как Вам хорошо известно, для управления текущими церковными делами на места посылались десятильники из светских лиц. Свидетельства об их «насильствах» в отношении приходских священников, взяточничестве, оговорах и т.п. сохранились во многих поповских челобитных этого времени. В отношении приходских священников также известны факты финансовых злоупотреблений при заключении браков и совершении других обрядов. Этот порок затронул и патриаршие приказы. Один из наиболее известных случаев взяточничества описан в челобитной группы священников начала 1650-х гг. В ней описываются действия патриаршего дьяка Ивана Кокошилова, который требовал за поставления взяток и деньгами и продуктами и даже мехами для жены. В расходных книгах Патриаршего Казенного приказа есть несколько примеров того, как за казнокрадство «на смиренье» отправлялись и дьяки и казначеи (лица духовного сана). В работе В.И. Иванова показано, что и монастырские старцы и казначеи нередко бывали «нечисты» на руку, запуская ее в монастырскую казну. В отношении высших иерархов, к сожалению, не могу на данный момент привести конкретного примера. 2. На мой взгляд, тезис о неэффективности приказного управления во многом несет на себе влияние взглядов XVIII в. В работе О.В. Новохатко «Разряд в 175-м году», как мне кажется, было вполне убедительно показано, что приказы обладали мощным административным потенциалом и решали колоссальные по объему и сложности дела (например, организация армии) весьма эффективно и в самые короткие сроки. Кроме того, в качестве ключевой претензии к приказной системе традиционно указывается на сложное переплетение функций приказов, «чересполосица» и волокита. Мне кажется, что первое было порождено особенностями роста Русского государства, его географической, экономической, социальной сложностью. Создание коллегий и, впоследствии, министерств, эту проблему не решило. Напротив, вокруг «регулярного» ядра стали плод иться комиссии, подкомиссии, комитеты, чрезвычайные совещания и т.п. Собственно такая дробность, наличие множества горизонтальных и вертикальных подструктур в крупных ведомствах, путанность в полномочиях и сегодня является характерной чертой российской системы управления, несмотря на века реформ. В этой связи, мне кажется, что приказная система, как уникальный административный феномен, сформировавшийся на русской почве как результат длительного эволюционного процесса имел значительный потенциал как собственно управленческий, так и коррекционный. В отношении патриарших приказов. Церковное управление по масштабам значительно уступало государственному и патриаршие приказы вполне эффективно, на мой взгляд, справлялись со своими задачами в том виде, в каком они оформились к середине XVII в.

Уважаемый Степан Михайлович! Ваш вопрос представляется мне весьма непростым. В XVII в. налицо тенденция унификации механизмов администрирования светских и церковных структур. В качестве примера, пожалуй, можно указать на развитие епархиальной приказной сети в послесмутное время (а, возможно, и ранее, как показал на примере Новгородского дома св. Софии Б.Д. Греков). Однако, унификация приемов управления не тождественна «сращиванию» аппаратов управления государства и церкви. Несмотря на единый кадровый резерв, делопроизводственные приемы и фактическое участие патриарших приказов в решении многих общегосударственных проблем, они, тем не менее, являлись самостоятельной структурой, заточенной под специфику церковных задач, сохранявшую значительные элементы вотчинного управления. На мой взгляд, «сращивание» церковного и светского управления как поглощение одного другим вообще невозможно, поскольку повседневная церковная жизнь регулируется каноническим правом, важным является понятие «благодати». Мне также представляется, что в XVI-XVII вв. вообще формальная граница между «светским» — «церковным» была гораздо более размытой, чем в нашем секулярном сознании, но, в тоже время в реальной практике, на повседневном уровне, в сознании современников они различались весьма четко. Тем не менее, в XVII в. сближение двух управленческих систем (государственной и церковной) безусловно происходило и, на мой взгляд, наиболее зримо оно стало проявляться после Смуты (хотя,уже в нач.XV в., как известно, князья Московские стремились внедрить «своих» людей во двор митрополита)на фоне восстановительных процессов в стране и роли патриарха Филарета. В дальнейшем процесс нарастал и вылился в создание «государственной церкви» XVIII-XIX вв. Но, учитывая всю сложность и многогранность этого весьма пока слабо изученного процесса я бы остереглась от столь однозначной его оценки.

Что бы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться или войти на сайт

[13] Все эти данные в соответствии с установленным порядком вносились в расходные книги Патриаршего Казенного приказа (раздел «Книги выдачи жалования патриаршим всяких чинов людям»).

Интересным примером взаимного переплетения управленческих структур в XVII в. является Патриарший Дом. Он представлял собой совокупность земельных владений, материальных ценностей, административных элементов, собственно лиц, находящихся на службе, объединенных вокруг главы русской церкви[4]. С.Б. Веселовский писал, что «двор митрополита – это феодальная организация, образовавшаяся на основе земельных владений митрополичьего дома в северо-восточной Руси в XIV веке. Владение землей и связанные с ним хозяйственные задачи сообщили двору митрополита такие черты, которые по существу были чужды власти митрополитов как церковной организации»[5]. Это замечание верно и в отношении Патриаршего дома. При этом нельзя забывать и о том, что одной из базовых задач Патриаршего (ранее митрополичьего) Дома была организация жизнедеятельности предстоятеля русской церкви.

[10] Все доходы Патриаршего Дома поступали в Патриарший Казенный приказ и оттуда же распределялись на текущие нужды его учреждений. Все денежные операции фиксировались в ежегодных денежных приходных и расходных книгах приказа.

Приказы патриаршие

ПАТРИАРШИЕ ПРИКАЗЫ — центральные учреждения Московской патриархии 17 нач. 18 вв., ведавшие патриаршими вотчинами и хозяйством (Дворцовый патриарший приказ), сбором налогов, пошлин и др. (Казенный патриарший приказ), назначением духовенства на должности (Судный… … Большой Энциклопедический словарь

Патриаршие вотчины в России — – с учреждением патр. все митрополичьи вотчины перешли к нему и стали называться П. В. Они сложились в особый юридический институт в связи с окончательным закреплением крестьян, совпавшим по времени с учреждением П. Земли, отданные… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Патриаршие приказы — центральные учреждения Московской патриархии XVII начала XVIII вв., ведавшие патриаршими вотчинами и хозяйством (Дворцовый Патриарший приказ), сбором налогов, пошлин и др. (Казённый Патриарший приказ), назначением духовенства на должности… … Энциклопедический словарь

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Приказы, учреждения — органы центрального управления в Москве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. П. назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями. Название избы и П. употреблялось сначала … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Приказ (орган управления) — У этого термина существуют и другие значения, см. Приказ. Приказ в Москве. Александр Янов Приказы органы центрального государственного управления в Москве, заведовавшие особы … Википедия

ПАТРИАРШИЕ ПРИКАЗЫ — ПАТРИАРШИЕ ПРИКАЗЫ, центральные учреждения Московской патриархии в 17 начале 18 вв. Дворцовый П. п. (1620 1726), ведал патриаршими вотчинами и хозяйством, в 1701 передан в ведение Монастырского приказа, в 1721 Синода, в 1726 соединён с Коллегией… … Русская история

Патриаршие вотчины в России — Так как русский патриарх заменил собой митрополита, то на него перешли и все средства содержания последнего, в том числе и обширные вотчины, которыми владели митрополиты всероссийские (см. Митрополичьи вотчины в России). Теперь они стали… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Приказы патриаршие — – отчасти возникли при митрополитах, отчасти с учреждением патриаршества; исчезли с уничтожением последнего. П. были: 1) патриарший разряд, или патр. духовный П., с начала XVII в. Он определял на должности лиц белого и черного духовенства,… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Русская Православная Церковь

Впоследствии Филарет был назначен на опасную должность духовного главы русского посольства у Сигизмунда III. За отказ писать в Смоленск о сдаче города полякам митрополит Филарет был взят под стражу. Последовали годы томления в польских застенках, почти 9 лет пребывал он в плену и показал такое «крепкостоятельство», что снискал уважение у поляков.

При Патриархе Филарете возобновились прерванные в эпоху Смуты сношения Москвы с Восточными Церквами и приезды в Москву за милостыней многочисленных представителей духовенства этих Церквей.

Первосвятитель много внимания уделял печатанию и исправлению богослужебных книг. Из Московской типографии, расширенной по указу Патриарха Филарета, в период его предстоятельства вышло множество изданий, в том числе полный круг богослужебных книг. Книги рассылались в монастыри и храмы по цене, в которую обошлось их напечатание, без прибыли, а в Сибирь — бесплатно.

24 июня 1619 года, после семилетнего периода так называемого «межпатриаршества», митрополит Филарет был возведен на Первосвятительскую кафедру. Его интронизацию возглавил Патриарх Иерусалимский Феофан IV, который по Промыслу Божию оказался в то время в Москве.

Патриаршая деятельность Филарета состояла в энергичной охране чистоты Православия, в преследовании религиозного вольнодумства и нравственной распущенности, в реформе церковной администрации. Большое внимание Патриарх Филарет уделял внешней политике, руководил дипломатическими сношениями, а также создал шифр для дипломатических бумаг. Важный след оставила деятельность Патриарха Филарета в области церковного управления; были учреждены особые Патриаршие приказы, которые упорядочивали церковные дела.

В период Патриаршества Филарета, кроме канонизации Макария Унженского (1619) и Авраамия, епископа Галицкого (1621), в Москву была принесена риза Господня. В 1625 году посол персидского шаха поднес Патриарху золотой «ковчег, а в нем великаго и славнаго Христа срачица». Святыня была поставлена в Успенском соборе, а празднование в ее честь установлено 27 марта.

Размен пленных произошел только в 1619 году. Этот плен, соединенный с тяжкими лишениями Филарета, возвысил его в глазах россиян: на него смотрели как на мученика, пострадавшего за Православную веру и за Отечество. Почти сразу же по прибытии митрополита Филарета совершилось избрание и наречение его в Патриарха.

Патриарх Филарет заботился и о насаждении школ, призывал архиепископов к учреждению училищ при архиерейских домах. По его благословению при Чудовом монастыре в Москве было открыто Греко-латинское училище, ставшее очагом дyховного просвещения.

Тем временем в 1613 году Земский собор избрал на русское царство Михаила Романова, а за его отцом утвердил титул «нареченного Патриарха». Зная, как дорог царю Михаилу его отец, поляки тянули, выставляли все новые требования, думая, что Государь поступится еще чем-нибудь, и медлили с разменом пленника. Но Филарет держался мужественно и неподкупно, написав сыну, что он скорее останется в великом утеснении, но не пожертвует и пядью Русской земли.

ПАТРИАРШИЕ ПРИКАЗЫ

Патриаршие школы 1711 г. 26 мая… Мною собраны подробные сведения об устройстве и положении большой Московской патриаршей школы или гимназии. Школа эта находится возле одного монастыря, в который допускаются только православные монахи польского происхождения.

Патриаршие палаты с церковью Двенадцати Апостолов Огромное трёхэтажное здание замкнуло с северной стороны ансамбль Соборной площади. Это Патриаршие палаты. Редкий и один из лучших памятников гражданского зодчества Москвы середины XVII века.В отличие от дворцовых

Патриаршие визиты в Украину За два года, минувшие с момента проведения Архиерейского и Поместного Соборов Русской Православной Церкви 2009 года, в жизни Украинской Православной Церкви произошло немало знаменательных событий. Прежде всего, этот период был отмечен

§ 3. Приказы В области управления правительство шло по пути бюрократической централизации. В XVII в. приказная система стала гораздо более разветвленной и громоздкой, чем в предыдущем столетии. С расширением территории, усложнением и оживлением государственной жизни

2. Патриаршие запруды По возвращении же к сюжетным линиям романа, следует признать, что не Бог оставил М.А.Берлиоза, но прежде того сам М.А.Берлиоз отказался от Бога и сам счёл за благо для себя прибегнуть к Сатане:«Напившись „тёплой абрикосовой газировки: наше пояснение

5. Синодальные и патриаршие постановления На протяжении всего византийского периода патриарх Константинопольский de facto возглавлял всю Восточную Церковь в целом. Его авторитет вначале определялся как «преимущество в чести после епископа Римского» (Второй Вселенский

Приказы Удельное управление по отношению, какое существовало в нем между центром и областью, не подходит ни под один из основных административных порядков: это не была ни централизация, ни местное самоуправление. Деятельность местных земских властей остается

Патриаршие пруды Еще одна вымечтанная Гоголем встреча – с «патриархом русской поэзии» И. И. Дмитриевым, одним из самых популярных поэтов рубежа XVIII-XIX столетий. Назначенный при Павле I обер-прокурором Синода, он отметит свою деятельность словами: «Отсюда начинается

Приказы Непосредственно управление страной с конца XV в. осуществляли дьяки (с греч. – служитель церкви). С середины XVI в. «избы-канцелярии» были преобразованы в постоянно действующие государственные учреждения – приказы. Самым старым приказом, впервые упоминаемым в

Русская Православная Церковь

Тем временем в 1613 году Земский собор избрал на русское царство Михаила Романова, а за его отцом утвердил титул «нареченного Патриарха». Зная, как дорог царю Михаилу его отец, поляки тянули, выставляли все новые требования, думая, что Государь поступится еще чем-нибудь, и медлили с разменом пленника. Но Филарет держался мужественно и неподкупно, написав сыну, что он скорее останется в великом утеснении, но не пожертвует и пядью Русской земли.

После смерти царя Феодора он стал одним из законных претендентов на Русский трон, и многие хотели именно его видеть царем. Подвергнутый опале при Борисе Годунове, он был пострижен в монашество с именем Филарет и отправлен в монастырь святого Антония Сийского В Архангельской губернии. Смирившись перед волей Божией, Филарет стал искренне подвизаться по всем правилам строгой православной аскезы и так в этом преуспел, что вызвал большое уважение и почитание в церковном мире. После смерти Бориса Годунова в 1606 году его возводят в сан митрополита Ростовского. В том же году он участвовал в прославлении святого царевича Димитрия и перенесении его мощей в столицу.

Патриарх Филарет очень много сделал для восстановления в стране гocyдapственности после Смуты. Первое, чего он добился — это проведения поземельной переписи, благодаря которой были справедливо распределены подати, что увеличило доходы казны, облегчив одновременно налоговое бремя простого народа. С помощью церковного суда Патриарх укрепил дисциплину в государстве. Возобновились экономические и культурные отношения с иностранными государствами. Началось реформирование армии, строились новые заводы.

Патриаршая деятельность Филарета состояла в энергичной охране чистоты Православия, в преследовании религиозного вольнодумства и нравственной распущенности, в реформе церковной администрации. Большое внимание Патриарх Филарет уделял внешней политике, руководил дипломатическими сношениями, а также создал шифр для дипломатических бумаг. Важный след оставила деятельность Патриарха Филарета в области церковного управления; были учреждены особые Патриаршие приказы, которые упорядочивали церковные дела.

При Патриархе Филарете возобновились прерванные в эпоху Смуты сношения Москвы с Восточными Церквами и приезды в Москву за милостыней многочисленных представителей духовенства этих Церквей.

Во время правления Патриарха Филарета был оформлен официальный взгляд на события Смутного времени, в основе которого лежало представление о необходимости сохранения веры предков, полученной от Апостолов и хранимой на Руси на протяжении веков; отступление от Православия грозило гибелью, как это случилось с бывшими столицами христианского мира. Единственной хранительницей древнего благочестия признавалась Москва, поэтому любые попытки переосмысления отечественного религиозного опыта и любые западные влияния трактовались как опасные и недопустимые. Отсюда запреты и ограничения на хождение сомнительных по содержанию книг. Опыт, полученный в польском плену, убедил Патриарха Филарета в недопустимости унии для Русской Церкви, и, занимая Патриарший Престол, он предпринял все усилия для ограждения России от западных религиозных влияний.

24 июня 1619 года, после семилетнего периода так называемого «межпатриаршества», митрополит Филарет был возведен на Первосвятительскую кафедру. Его интронизацию возглавил Патриарх Иерусалимский Феофан IV, который по Промыслу Божию оказался в то время в Москве.

В 1620 году по благословению Патриарха Филарета была учреждена новая Тобольская епархия, имевшая огромное значение для распространения христианства среди народов Сибири.

Соборное определение о причинах избрания его на этот Престол характеризует Филарета как «. мужа во учениих божественных апостол и отец зело изящна, и в чистоте жития и благих нрав известна»; «по плоти той царев отец, и сего ради да будет царствию помогатель и строитель, и сирым заступник и обидимым предстатель». Патриарх Филарет сделался ближайшим советником и фактическим соправителем царя Михаила Феодоровича Романова. Умудренный большим жизненным опытом, Первосвятитель хорошо знал систему государственного управления и помогал юному и неопытному государю, своему сыну. В правительственных указах имя Патриарха стояло рядом с именем царя, он носил титул «Великий Государь, Святейший Патриарх Филарет Никитич». Фактически именно при Патриархе Филарете оформилось то соотношение власти царя и Патриарха, которое впоследствии стало восприниматься как идеальное для Православной державы правление «Премудрой Двоицы». Годы его Патриаршества ознаменовались рядом значительных церковных и государственных реформ.

Казенный приказ

Приказ каменных дел — Приказы органы центрального управления в Москве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. Приказы назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями. Содержание 1 Этимология 2… … Википедия

КАЗЕННЫЙ ПРИКАЗ — дворцовое учреждение в Российской империи XVI XVII вв. Ведал производством и хранением ценностей царской казны, торговыми операциями для царских нужд. Выделился из казны княжеской … Юридический словарь

КАЗЕННЫЙ ПРИКАЗ — дворцовое учреждение в Российском государстве 16 17 вв. Ведал производством и хранением ценностей царской казны, торговыми операциями для царских нужд. Выделился из казны княжеской … Большой Энциклопедический словарь

Казенный приказ — дворцовое учреждение в Российском государстве 16 17 вв. Ведал производством и хранением ценностей царской казны, торговыми операциями для царских нужд. Выделился из казны княжеской. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук… … Политология. Словарь.

КАЗЕННЫЙ ПРИКАЗ — впервые упоминается в 1512 г., один из самых древних приказов Русского государства, важнейшее дворцовое, общегосударственное учреждение. В К.п. хранились особо важные документы, вещевая и наградная казна, резервный и финансовый фонд. К.п. вел… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

казенный приказ — дворцовое учреждение в Российской империи XVI XVII вв. Ведал производством и хранением ценностей царской казны, торговыми операциями для царских нужд. Выделился из казны княжеской. * * * в русском государстве дворцовое учреждение, основанное… … Большой юридический словарь

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890—1907 .

Казенный приказ — в русском государстве дворцовое учреждение, основанное около 1495 г. Казначей, главное лицо этого приказа, заведовал казенным двором, где хранились и откуда выдавались дорогие вещи, составлявшие царскую казну. В распоряжении К.п. находились… … Энциклопедия права

Приказ (орган управления) — У этого термина существуют и другие значения, см. Приказ. Приказ в Москве. Александр Янов Приказы органы центрального государственного управления в Москве, заведовавшие особы … Википедия

Соборы Московского Кремля

В наши дни в колокольне Ивана Великого функционирует один из многочисленных залов Музея Московского Кремля, оснащенный современной мультимедийной экспозицией. Отдельный интерес представляют и многочисленные колокола, большинство из которых являются действующими, включая самый большой в мире Успенский колокол, масса которого превышает 65 тонн. Рядом с колокольней установлен гигантский, но никогда не звонивший Царь-колокол, а поднявшись на обходную галерею колокольни, можно с высоты полюбоваться на Соборы Московского Кремля и всю его территорию.

Патриарший дворец, также известный как Патриаршие палаты, вместе с небольшим пятиглавым Собором Двенадцати апостолов, также расположены в Московском Кремле на Соборной площади. Возведенные в середине 17 века здания неоднократно подвергались перестройке и внутренней перепланировке. В патриаршем дворце размещались личные покои патриарха с его трапезной, патриаршие приказы, домовая церковь, а также хозяйственные службы. После переноса столицы в Петербург, Патриарший дворец стал местом размещения Московской конторы Синода. В ноябре 1917 года, когда Московский Кремль был обстрелян из артиллерии, здания сильно пострадали, но позже были восстановлены советской властью. В качестве музея Патриаршие палаты функционируют с 1961 года, при этом с 1987 года там размещается постоянная экспозиция. Во внешней отделке церкви и дворца заметны детали оформления, повторяющие таковые у соседних соборов Московского Кремля: пилястры, выступающие карнизы, украшенные резьбой порталы. Выходящий во двор северный фасад имеет гораздо более скромную отделку, чем парадный южный, выходящий на Соборную площадь. Особую культурную ценность представляет иконостас собора Двенадцати апостолов, который изготовлен в 17 веке и ранее находился во взорванном большевиками соборе Вознесенского монастыря. С середины прошлого века до нашего времени в Патриарших палатах размещается Музей русского прикладного искусства и быта.

Являясь третьим по значению собором Московского Кремля, Благовещенский построен в конце 15 века в качестве домового великокняжеского храма, связанного с дворцовым комплексом при помощи крытых переходов. Изначально построенный артелью псковских зодчих, белокаменный храм представлял собой четырехстолпную трехглавую постройку крестово-купольного вида. Во второй половине 16 века с по углам храма были пристроены небольшие храмы-приделы с золотыми куполами, а на западной стороне собора возведены две декоративные главы, в результате чего храм приобрел нынешний пирамидальный вид с девятью главами.

Несмотря на немалые размеры этого собора Московского Кремля, его силуэт с золотыми и серебряными куполами выглядит легким и устремленным ввысь. Изначально построенный в качестве главной царской усыпальницы, на протяжении столетий Архангельский собор исправно выполнял эту роль. Причем в соборе были погребены практически все умершие после его постройки московские цари и князья, вплоть до периода царствования Петра I. В него же сразу после освящения были перезахоронены и останки погребенных ранее князей, вплоть до Ивана Калиты, скончавшегося в 1342 году. В настоящее время внутри храма можно найти 46 гробниц, содержащих 54 захоронения. Во внутреннем оформлении бросается в глаза наличие ярких красок и сложных декоративных элементов, а также великолепный иконостас 1681 года. В наши дни Архангельский собор является местом проведения торжественных богослужений и выполняет роль одного из музеев Московского Кремля.

Входящий в комплекс Теремного дворца Верхоспасский собор построен в первой половине 17 века в качестве домовой церкви, т.е. расположенной на территории царских покоев. Именно в данном соборе Московского кремля цари причащались, участвовали в обрядах крещения своих детей и в богослужениях, когда совершеннолетние царевичи объявлялись наследниками царской короны. Во время посещения Московского Кремля, Верхоспасский собор легко узнать по неповторимому облику его крыши с одиннадцатью близко расположенными друг от друга позолоченными куполами на украшенных изразцами изящных шейках глав. На всех куполах установлены ажурные позолоченные кресты с полумесяцами. Внутри собора имеется многоярусный иконостас конца 17 века, множество чеканных серебряных икон 18 века, частично сохранившаяся со времен постройки стенопись и изразцовые печи, согревавшие царей на протяжении нескольких столетий. В наши дни свободный доступ в Верхоспасский собор ограничен из-за того, что он расположен на территории резиденции президента.

Богатое внутреннее убранство главного собора Московского Кремля, контрастирующее с достаточно строгим внешним видом, украшает стенопись и множество икон, включая боковые (пристенные) иконостасы. Главный пятиярусный иконостас середины 17 века состоит из 69 икон, над написанием которых трудились 16 иконописцев. Перед иконостасом расположены молельные места патриарха и царя с царицей. Сразу после освящения собора он стал и местом погребения русских иерархов, могилы которых расположены под полом, а памятные надгробные доски – установлены вдоль стен собора. Будучи главным собором столицы, златоглавый Успенский собор неоднократно выступал в качестве места венчания на царство русских князей и царей, а в наши дни является музеем государственного значения и местом богослужений в дни главных церковных праздников.

Современный облик архитектурного ансамбля всей Соборной площади сложился, главным образом, на рубеже 15-16 веков, однако до настоящего времени талант итальянских архитекторов поражает грандиозностью замысла, а упорный труд русских зодчих — мастерством исполнения. В наши дни древние Соборы Московского Кремля не только продолжают выполнять традиционные религиозные функции, но и являются государственными музеями, экспонатами которых являются как сами здания, так и находящиеся внутри них шедевры древнерусского искусства.

Величественно возвышающаяся над Соборной площадью Кремля и всем кремлевским холмом, колокольня Ивана Великого является неповторимым произведением архитектурного искусства 16 века. Являясь самой высокой кремлевской постройкой и самым высоким московским зданием вплоть до начала 18 века, церковь-колокольня гармонично объединяет в грандиозный архитектурный ансамбль все соборы Московского Кремля. Ансамбль колокольни, который можно увидеть сегодня, складывался почти на протяжении двухсот лет. Возведенное в 1508 году первоначальное здание было дополнено несколькими пристройками, включая восьмигранный Ивановский столп — высокую внешнюю пристройку-звонницу для 1000-пудового колокола, которая также со временем была увеличена с 60 до 81 метра. Такая высота позволяла звоннице одновременно выступать в качестве сигнальной и сторожевой башни, ведь находившийся на ней дозорный мог видеть окрестности почти на три десятка километров. В 1812 году часть колокольни и звонница были взорваны наполеоновской армией и отстроены заново только после окончания войны с французами, при этом были заимствованы некоторые элементы архитектуры, характерные для начала 19 века.

Изначально церковь была построена по заказу вдовы Дмитрия Донского – княгини Евдокии – в конце 14 века. Будучи расположенной на женской половине дворца, церковь Рождества Богородицы на Сенях на протяжении нескольких веков служила в качестве домовой церкви, посещаемой великими русскими княгинями. От первоначальной постройки 14 века до наших дней сохранилась лишь нижняя часть стен, до середины их высоты, а также фрагменты сводчатого перекрытия хор. Многочисленные перестройки церкви в 15, 16, 17 и 18 веках периодически меняли её внутренний облик и наружный силуэт. Крупнейшая перестройка церкви была произведена в первой половине 19 века, когда велось строительства Большого Кремлевского дворца и архитектурное оформление храма были привнесены элементы, которые по своему стилю относились к архитектуре 17 века. Последняя крупная реставрация церкви, как и прочих соборов Московского Кремля, была произведена в середине 20 века. В настоящее время доступ в храм перекрыт: экспозиций музея в церкви нет, богослужения не проводятся.


Комментарии запрещены.