Понятие объектов права собственности

Понятие объектов права собственности

Федеральный закон от 25 июня 2002 г

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в статью 9.3 настоящего Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2016 г.

Устанавливается порядок создания и ведения Государственного Реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), содержание права собственности на такие объекты, особенности владения, пользования и распоряжения объектами, отнесенными к федеральной собственности. Определяется процедура отнесения недвижимости к выявленным объектам культурного наследия, и требования по их охране.

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Административная деятельность полиции

  1. совершившие общественно опасные деяния либо иные правонарушения до достижения возраста, с которого наступает уголовная или административная ответственность;
  2. совершившие правонарушения, влекущие меры административною взыскания, или совершившие антиобщественные действия;
  3. самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
  4. направляемые в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей;
  5. безнадзорные и беспризорные, нуждающиеся в помощи государства, для последующего направления в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, или в учреждения органов здравоохранения, в том числе: оставшиеся без попечения родителей или законных представителей, заблудившиеся, подкинутые, самовольно оставившие семью, ушедшие из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений; не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию.

Принимают меры по переориентации и разобщению антиобщественных групп несовершеннолетних, пресечению фактов отрицательного влияния на подростков со стороны их лидеров.

При этом особое внимание уделяется организации и осуществлению взаимодействия с администрациями расположенных на обслуживаемой территории образовательных учреждений и специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа. Участвуют они в разработке совместных планов по профилактике правонарушений и предупреждению чрезвычайных происшествий, а также групповых нарушений общественного порядка, самовольных уходов воспитанников из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.

ПДН имеет право ставить на учет подростков, систематически совершающих правонарушения, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества.

Должностные лица ПДН в целях предупреждения групповых правонарушений выявляют во время проведения профилактических мероприятий: принадлежность подростков-правонарушителей к группам антиобщественного и иного характера, лидеров и активных участников этих групп, места их концентрации, лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и (или) антиобщественных действий, склоняющих их к употреблению наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ. Организуют в целях предупреждения конфликтов между различными группировками подростков личные встречи и беседы руководителей правоохранительных органов с несовершеннолетними, используют возможности воздействия на несовершеннолетних с помощью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

  1. вызывать несовершеннолетних, их родителей, а также лиц, их заменяющих, в органы внутренних дел для выяснения обстоятельств совершения правонарушений;
  2. объявлять несовершеннолетним правонарушителям официальное предостережение о недопустимости такого поведения; посещать местожительство несовершеннолетних правонарушителей, проводить с ними, а также с их родителями соответствующие беседы; запрашивать в соответствующих организациях необходимые сведения;
  3. доставлять несовершеннолетних правонарушителей в органы внутренних дел на срок до трех часов, подвергать их личному досмотру. В ОВД могут быть доставлены несовершеннолетние:

Они также проводят встречи с населением, проживающим на обслуживаемой территории, выступают в образовательных учреждениях, в средствах массовой информации по вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних, формируют позитивное общественное мнение о деятельности органов внутренних дел.

В целях предупреждения систематического употребления спиртных напитков, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних должностные лица ПДН участвуют в проведении рейдов и операций по выявлению несовершеннолетних, допускающих употребление спиртных напитков, а также лиц, нарушающих правила торговли спиртными напитками в отношении несовершеннолетних; выявлению несовершеннолетних, допускающих немедицинское употребление наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ, мест их концентрации, возможного сбыта, приобретения и употребления указанных средств и веществ; лиц, вовлекающих несовершеннолетних в употребление спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ, организаторов и содержателей притонов.

Статус земельного участка временный, что это значит, основные моменты

Таким образом, если человек поленился и не оформил территорию должным образом в определенный период, он просто может её потерять.

Именно поэтому, прежде чем приобретать такую землю человеку лучше взвесить все за и против.

Статус временный земельного участка удостоверенный значит, что он принадлежит государству или муниципальной организации.

Статус временные участки может быть изменен в двух вариантах:

Права на участок следует регистрировать сразу после его получения, в противном случае потребуется собирать пакет документов повторно

Вновь созданный участок просто подгоняется впритык к тем, которые уже есть.

Решение о предоставлении территории принимается только в отношении поставленной на учет территории. К такому прошению, для предоставления территории, нужно приложить кадастровый паспорт. Но он не предоставит дополнительных гарантий.

Если участок образован в первый раз, то двухгодичное время действия, в такой ситуации, не используется. По прошению владельца, он снимается с кадастрового учета в любое время.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ)

Первая часть Гражданского кодекса РФ, введенная в действие с 1 января 1995 г., (за исключением отдельных положений), включает в себя три из семи разделов кодекса (раздел I «Общие положения», раздел II «Право собственности и другие вещные права», раздел III «Общая часть обязательственного права»). В данной части Гражданского кодекса РФ, содержатся основополагающие нормы гражданского права и его терминология (о предмете и общих началах гражданского права, статусе его субъектов (физических и юридических лиц)), объектах гражданского права (различных видах имущества и имущественных прав), сделках, представительстве, исковой давности, праве собственности, а также об общих началах обязательственного права.

Третья часть Гражданского кодекса РФ включает в себя раздел V «Наследственное право» и раздел VI «Международное частное право». По сравнению с законодательством, действовавшим до введения в действие 01 марта 2002 г. части третьей Гражданского кодекса РФ, серьезные изменения претерпели нормы о наследовании: добавлены новые формы завещаний, расширен круг наследников, а также круг объектов, которые могут переходить в порядке наследственного преемства; введены подробные нормы, касающихся охраны наследства и управления им. Раздел VI Гражданского кодекса посвященный регулированию гражданско-правовых отношений, осложненных иностранным элементом, представляет собой кодификацию норм международного частного права. Данный раздел, в частности, содержит нормы о квалификации юридических понятий при определении применимого права, о применении права страны с множественностью правовых систем, о взаимности, обратной отсылке, установлении содержания норм иностранного права.

Четвертая часть Гражданского кодекса (введена в действие с 1 января 2008г.), полностью состоит из раздела VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации». Её структура включает в себя общие положения — нормы, которые относятся ко всем видам результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации или к значительному числу их видов. Включение в состав Гражданского кодекса РФ норм о правах на интеллектуальную собственность позволило лучше скоординировать эти нормы с общими нормами гражданского права, а также унифицировать используемую в сфере интеллектуальной собственности терминологию. Принятие четвертой части Гражданского кодекса РФ завершило кодификацию отечественного гражданского законодательства.

Вторая часть Гражданского кодекса РФ, являющаяся продолжением и дополнением части первой, ведена в действие с 1 марта 1996 г. Она полностью посвящена разделу IV кодекса «Отдельные виды обязательств». Основываясь на общих началах нового гражданского права России, закрепленных в Конституции 1993 г. и части первой Гражданского кодекса, часть вторая устанавливает развернутую систему норм об отдельных обязательствах и договорах, обязательствах из причинения вреда (деликтах) и неосновательном обогащении. По своему содержанию и значению часть вторая Гражданского кодекса РФ – крупный этап в создании нового гражданского законодательства Российской Федерации.

18 июля 2008 г. был издан Указ Президента РФ N 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации», в котором была поставлена задача разработки концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации. 7 октября 2009 г. Концепция была одобрена решением Совета по кодификации и совершенствованию российского законодательства и подписана Президентом РФ.

Гражданский кодекс РФ прошел проверку временем и обширной практикой применения, однако, экономические правонарушения, часто совершающиеся под прикрытием норм гражданского права, выявили недостаточную завершенность в законе ряда классических гражданско-правовых институтов, таких как недействительность сделок, создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц, уступка требований и перевод долга, залог и др., что обусловило необходимость внесения в Гражданский кодекс РФ ряда изменений системного характера. Как было отмечено одним из инициаторов внесения таких изменений, Президентом РФ Д.А. Медведевым, «Сложившаяся система нуждается не в переустройстве, коренном изменении, … а в совершенствовании, раскрытии ее потенциала и выработке механизмов реализации. Гражданский кодекс уже стал и должен оставаться основой становления и развития в государстве цивилизованных рыночных отношений, эффективным механизмом защиты всех форм собственности, а также прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Кодекс не требует коренных изменений, но дальнейшее совершенствование гражданского законодательства необходимо…» .

Гражданский кодекс РФ, наряду с принятыми в соответствии с ним федеральными законами, является основным источником гражданского законодательства в Российской Федерации. Нормы гражданского права, содержащиеся в других нормативно правовых актах, не могут противоречить Гражданскому кодексу. Гражданский кодекс РФ, работа над которым началась в конце 1992 г., и первоначально шла параллельно с работой над российской Конституцией 1993 г. – сводный закон, состоящий из четырех частей. В связи с огромным объемом материала, требовавшего включения в Гражданский кодекс, было принято решение принимать его по частям.

________
См.: Медведев Д.А. Гражданский кодекс России – его роль в развитии рыночной экономики и создании правового государства // Вестник гражданского права. 2007. N 2. Т.7.

Особенности признания права собственности на старые постройки

Окажем профессиональную помощь в любой ситуации, обращайтесь +7 (343) 222-10-20

Использование приобретательской давности безусловно является одним из возможных способов признания права собственности на старые постройки, однако, следует отметить, что ее нельзя применить к большинству случаев. Так, она используется только в отношении несобственников, непрерывно владеющих имуществом на протяжении 15 лет, то есть она не применима в случае, если имущество передавалось между лицами, не являющимися правопреемниками.

Следовательно, Президиум ВАС РФ установил, что суд должен эффективно защищать права собственников старых сооружений, что их судебная защита не может быть менее эффективной, чем при признании права собственности по приобретательской давности или на самовольную постройку.
Данная мысль Президиума ВАС РФ уже успешно применяется на практике судами. Даже при обращении заявителей с неправильными оформленными исковыми требованиями, такими как признание права собственности на самовольную постройку, суды могут признать право собственности на сооружение, самостоятельно определив применимую норму права.
Постановление ФАС Уральского округа от 01.02.2013 N Ф09-13491/12 по делу N А76-5924/2012
Руководствуясь п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010, суд вправе сам определить, из какого правоотношения возник спор и какие нормы права подлежат применению при разрешении дела.
Судебная защита прав подобных собственников недвижимости не может быть менее эффективной, чем для случаев признания судом за лицами, не являющимися собственниками, права собственности на чужое либо бесхозяйное имущество по давности владения или права собственности на возведенную ими самовольную постройку.
… Принимая во внимание установленные апелляционным судом обстоятельства осуществления фермерским хозяйством «Россия» строительства указанных объектов для себя в 1991 — 1993 годах, возникновения права на указанные объекты с момента их создания, а также факт правопреемства в отношении данных прав обществом «Возрождение России», суд кассационной инстанции считает правомерным удовлетворение исковых требований о признании права собственности общества на скважину, туалет и автодорогу.

2) Долгое время для признания права собственности на старые постройки использовали ст. 222 Гражданского кодекса РФ, применяя правила о самовольных постройках. При отсутствии у хозяев разрешительных и правоустанавливающих документов на строения это казалось лучшим из возможных выходов.
Однако с ужесточением законодательства о самовольных постройках использование такой тактики становилось все сложнее. И совсем недавно судебная практика установила, что использование норм о самовольных постройках по отношению к нежилым сооружениям, созданным до 1995 года, вовсе недопустимо.
Дело в том, что Гражданский кодекс РФ, а вместе с ним и норма ст. 222 о самовольных постройках, начал действовать только с 1995 года. Применявшееся до этого советское законодательства к самовольным постройкам относила только жилые дома.
Постановление Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 N 12048/11 по делу N А65-26122/2010
Понятие «самовольная постройка» распространено на здания, строения, сооружения, не являющиеся индивидуальными жилыми домами, статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая применяется с 01.01.1995, и к гражданским правоотношениям, возникшим после ее введения в действие (Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ).
Статья 109 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года предусматривала снос (безвозмездное изъятие) в качестве самовольных построек только жилых домов (дач), построенных гражданами.
Таким образом, здания, строения и сооружения нежилого назначения, построенные до 01.01.1995, в силу закона не могут быть признаны самовольными постройками и снесены на этом основании.
Постановление Президиума ВАС РФ от 05.06.2012 N 238/12 по делу N А50-2668/2011
Делая вывод о наличии у спорных объектов признаков самовольной постройки, суд не учел, что отсутствие у истца документов о строительстве этих объектов или разрешительной документации на строительство само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении предъявленного требования, так как здания, строения и сооружения нежилого назначения, построенные до 01.01.1995, не могут быть признаны самовольными постройками в силу статьи 109 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года.

3) Признание права собственности на имущество в силу приобретательской давности.
Согласно статье 234 Гражданского кодекса РФ лицо (гражданин или юридическое лицо), не являющееся собственником имущества, приобретает право собственности на это имущество в силу приобретательной давности при условии, что оно добросовестно, открыто и непрерывно владело этим имуществом как своим собственным.
Для недвижимого имущества установлен срок приобретательной давности в 15 лет.
Сразу следует отметить, что этот способ не подходит для тех лиц, у которых пусть и отсутствует зарегистрированное право собственности на сооружения, но имеется ранее возникшее право собственности, например, в силу его созданиям своими силами (строительство хозяйственным способом).
Установление приобретательской давности возможно 2 путями: при наличии спора – в исковом производстве, при отсутствии спора о праве – в порядке особого производства устанавливается наличие факта добросовестного, открытого и непрерывного владения.
Как правило, для приобретения недвижимости в собственность необходимо обратиться в суде с иском о признании права собственности. Ответчиком при этом является прежний собственник.
Однако при отсутствии спора о праве, то есть если прежний собственник не был и не должен был быть известен давностному владельцу, владелец может обратиться в суд в порядке особого производства. В этом случае заинтересованным лицом будет являться государственный регистратор, то есть Управление Росреестра.
При обращении в суд за установлением добросовестного, открытого, непрерывного владения имуществом как своим необходимо учитывать, что давностное владение будет (пункт 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010):
Ø добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности;
Ø открытым, если лицо не скрывает факта нахождения имущества в его владении;
Ø непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности.
Кроме того нужно отметить, что владение имуществом как своим собственным означает владение не по договору. Приобретательская давность не подлежит применению в случаях, когда владение имуществом осуществляется на основании договорных обязательств (аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.).
Также судебная практика показывает, что суды не соглашаются с доводом о том, что собственник имущества неизвестен, если имущество было создано в советское время, так как в данный период действовала презумпция государственной собственности на любые объекты.
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2012 N 15АП-1306/2012 по делу N А32-27719/2011.
Заявитель просит установить факт добросовестного, открытого и непрерывного владения строениями и земельными участками, указанными в заявлении. Основная часть объектов создана в период, когда действовал Гражданский кодекс РСФСР 1964 года. В указанный период действовала презумпция государственной собственности на любые объекты, если не имелось доказательств принадлежности их на праве собственности иному лицу, закрепленная Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от 29.07.1925 «О презумпции (предположении) права собственности государства на спорное имущество».

В настоящее время осталось немало зданий, построенных еще в советские времена, но не учтенных надлежащим образом. Сведения о таких постройках отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (ЕГРП) и в Государственном кадастре недвижимости (ГКН). Однако это не мешает хозяевам использовать их по назначению, чем объясняется то, почему они не предпринимают никаких мер для узаконения таких сооружений.
При этом оформить надлежащим образом право собственности на подобные старые постройки нужно хотя бы для того, чтобы иметь возможность совершать с ними различные сделки (продать, подарить, сдать в аренду и т.д.). Однако эта процедура не только требует большого количества времени и сил, но и зачастую оказывается трудновыполнимой.

Соответственно, отказ в государственной регистрации права на недвижимое имущество еще не является поражением. Сложившаяся судебная практика показывает примеры успешного обжалования таких отказов. Нередко оказывается, что те документы, которые показались недостаточными для государственного регистратора, оказываются достаточными для суда.
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.11.2012 по делу N А33-2270/2012
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, а именно: акт приемки, утвержденный решением Исполнительного комитета Минусинского районного Совета народных депутатов от 19.12.1978 N 356, акт от 24.07.2000 на прием-передачу имущества и денежных средств КСП «Знаменское» правопреемнику СПК «Знаменский», а также учитывая положения статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» суд апелляционной инстанции постановил обоснованный вывод о наличии у СПК «Знаменское» приобретенного на законных основаниях права собственности на спорный объект недвижимости.

Сложность данной процедуры состоит именно в процедуре сбора необходимых документов, подтверждающих право собственности на старые постройки. За прошедшие с момента строительства данных сооружений годы документы нередко оказываются утеряны или уничтожены. Зачастую в связи с отсутствием надлежащих правоустанавливающих документов (а для каждого конкретного случая устанавливается различный состав документов) Управление Росреестра отказывает в государственной регистрации.
Однако именно этот способ легализации признан правильным судебной практикой.
Постановление Президиума ВАС от 25.09.2012 N 5698/12 по делу N А41-9398/11 сказано:
«Таким образом, у соответствующего правопредшественника общества «Агротехсервис» возникло право собственности на построенные им хозяйственным способом объекты недвижимости, которое в силу закона впоследствии перешло к обществу.
Следовательно, обществу «Агротехсервис» изначально надлежало обратиться за регистрацией ранее возникшего у него права собственности на построенные им объекты недвижимости в орган государственной регистрации, а в случае отказа последнего в регистрации — оспорить этот отказ в арбитражном суде, что обществом сделано не было».

Понятие объектов права собственности

Следует отметить, что информационные объекты, находящиеся в собственности этих субъектов, не всегда одни и те же вещи, т.е. это не всегда один и тот же носитель информации. Это, конечно, может быть физически и один и тот же объект, но могут быть и информационные объекты как вещи принципиально разные. А «объединяются» они только через содержание информации, отображенной на этих носителях.

Из перечисленных признаков наибольшего внимания заслуживает признаки объективации информации (организационной формы, двуединства информации и носителя, обособленности), как являющиеся источниками большей части спорных вопросов в определении правового режима информации. Как продукт интеллектуальной деятельности, информация изначально существует субъективно в сознании человека. В то же время, для того, чтобы стать объектом правового регулирования, информация подлежит закреплению в форме, делающей возможным дальнейшее восприятие этой информации другими лицами. Такой формой может служить закрепление на материальном носителе (круг таких носителей неограничен, единственное выдвигаемое к ним требование – способным быть прочитанным человеком непосредственно или с использованием технических или иных средств), так и иные способы: передача по коммуникационным сетям, устное сообщение и т.п. Дальнейшее восприятие может осуществляться как непосредственно (чтение книги), так и опосредованно (с помощью компьютера).

Изначально основу информационного права составляли отрасли публичного права. В ходе становления права становилось возможным и, более того, необходимым включать в информационное право отрасли частного права, ряд институтов которого посвящен преимущественно определению правового режима информации в различных ее формах. Более того, ряд исследователей придерживаются той точке зрения, что «основным объектом правоотношений в информационной сфере и информационном праве является информация, которая находится в гражданском обороте» [4]. Таким образом, частноправовой, в том числе гражданско-правовой аспект информационного права играет чрезвычайно важную роль.

Отсюда видно, что информация как объект правовых отношений многообразна и не является единым, монолитным явлением. Она может находится в разных правовых режимах: публично- и частноправовых, имущественного и неимущественного характера и др. Режимы могут быть многообразны даже в рамках одной отрасли права. Один и тот же объект может включаться (и в реальной жизни включается) в различные правоотношения: с разными субъектами, разным характером, регулируемым разными методами, разным характером связи субъектов отношений (основанных на координации, либо, напротив, на началах субординации).

Мне не хотелось бы включать в диссертационную работу только статичное описание действующего законодательства. Главной целью я вижу системный анализ существующих правовых отношений и выработку рекомендаций как для законотворчества, так и для правоприменения.

Собственник информационного объекта – потребитель информации, отображенной на этом объекте. Это субъект, обладающий информационными правомочиями в объеме права знать и применять в личной деятельности содержания информации, отображенной в приобретенном им информационном объекте, на условиях договора купли-продажи или иным образом.

Суть права вещной собственности заключается в том, что конкретная вещь может принадлежать одновременно только одному лицу – собственнику. Принцип распространяемости информации, основанный на одноименном юридическом свойстве информации говорит о том, что одна и та же информация может принадлежать одновременно неограниченному кругу лиц. Так как при этом можно говорить об информационном собственнике и об его исключительном праве владения, пользования и распоряжения информацией? Для ответа на этот вопрос можно установить правомочия субъекта, обладающим исключительными правами на информацию. Традиционно выделяем три составляющих права собственности: право владения, пользования, распоряжения.

1) И.Л. Бачило, В.Н. Лопатин, М.А. Федотов, учебник «Информационное право», Юридический центр Пресс, Санктъ-Петербург, 2001


Комментарии запрещены.