Возврат ндс таможня

Возврат ндс таможня

TAX FREE»: выгодный шоппинг

Шоппинг в Польше включает в себя несколько приятных особенностей, среди которых широкий выбор товаров и промоакции. Кроме этого, граждане Беларуси, России, Украины и других стран, не входящих в Евросоюз, в отдельных случаях могут существенно уменьшить стоимость покупки, путем полного либо частичного возврата по документу Tax Free налога на добавленную стоимость, включенного в цену товара (до 23 %).

В Польше НДС называется налогом с товаров и услуг, и обозначается в соответствии с общепринятой международной классификацией как ”VAT” (поэтому в Беларуси и России можно часто услышать выражения «оформить ваты», «вернуть ваты»). Возврат налога полностью либо частично, может быть осуществлен только при выполнении следующих условий:

Такая возможность предоставлена для туристов законодательством стран, входящих в Евросоюз, с целью стимулирования продаж. В Республике Польша отношения, возникающие при приобретении, оформлении, возврате налога на добавленную стоимость, регулируются законом О налоге с товаров и услуг, распоряжениями Министра финансов и иным правовыми актами.

Данная статья была написана более 2-х лет назад. Представленная информация к этому времени не то чтобы устарела, однако нуждается в дополнении, ввиду чего автором написана вторая часть, в приложение к настоящей статье. Ввиду этого настоятельно рекомендуется прочесть обе части, для того чтобы Ваш шоппинг в Польше был удачным, и стоимость покупок можно было уменьшить благодаря возврату налога НДС (VAT).

3. Минимальная сумма покупки составляет 200 злотых (включая сумму налога). Таким образом, чтобы получить возврат налога, вы можете покупать в определенном магазине одну единицу товара, цена которого составляет 200 или более злотых, либо приобретать и оплачивать с получением одного чека товары нескольких наименований, так, чтобы общая стоимость покупки составила 200 или более злотых. При этом необходимо иметь ввиду, что стандартные бланки TAX FREE, используемые для оформления возврата налога, содержат 7 строк наименования товаров (за исключением новых бланков компании-посредника «Global Blue»). Вы можете приобрести несколько единиц одного и того же наименования, что будет отражено в документе, но не более 7 наименований.

Однако не всегда (а правильнее сказать, редко) удается получить возврат всего налога, т. е. 23% или 7% от так называемой стоимости нетто (стоимость брутто = стоимость нетто + НДС). Всю сумму налога возвращают лишь те юридические лица, которые не прибегают к услугам посредника и, к сожалению, таких компаний-продавцов единицы. При покупке товаров у этих продавцов, налог возвращается в том же магазине, где был приобретен товар, т. е. для получения суммы НДС, вам необходимо будет через какое-то время вновь посетить Польшу и магазин, где была совершена покупка.

Большинство продавцов (в том числе упоминавшиеся выше RTVEuroAGD, Saturn, MediaMarkt, C&A, Makro) пользуются услугами компании «Global Blue Polska» — единственного на данный момент посредника, имеющего право в Республике Польша осуществлять туристам возврат НДС (VAT). И свои услуги эта компания осуществляет далеко не на общественных началах, удерживая в качестве вознаграждения часть налога с вашего товара.

4. Покупка и документ TAX FREE должны быть надлежащим образом оформлены. Здесь идет речь об оформлении документа в магазине, а также на таможне при пересечении границы. Подробнее об этом сказано ниже. Если документ будет оформлен неверно, Вы не сможете получить возврат налога. Из личного опыта скажу, что документ TAX FREE при приеме тщательно проверяется и к его оформлению «придираются».

Налоговые нюансы при импорте

— при принятии на учет ввезенных на территорию Российской Федерации товаров (с учетом особенностей, предусмотренных ст. 172 НК РФ) на основании соответствующих первичных документов;

Так, в Письме Минфина России от 17.06.2009 N 03-07-08/134 сказано: «Счета-фактуры, выставленные продавцом, оказывающим услуги по организации перевозки и перевозке ввозимых товаров, облагаемые по нулевой ставке налога на добавленную стоимость, с указанием иного размера ставки этого налога, не могут являться основанием для принятия у покупателя к вычету сумм налога, неправомерно предъявленных продавцом услуг». Такого же мнения чиновники придерживались и ранее (см. Письма Минфина России от 25.07.2008 N 03-07-08/187, ФНС России от 13.01.2006 N ММ-6-03/[email protected]).

Таким образом, не по всем счетам-фактурам, полученным от перевозчиков, импортер может без рисков для себя принять указанный там НДС к вычету.

Мы также считаем, что эти документы не обязательны для целей получения права на вычет «таможенного» НДС. В большинстве случаев таможенники на оборотной стороне «авансовой» платежки проставляют специальные отметки: указывают номер ГТД, выводят остаток денежных средств и заверяют данную запись личной номерной печатью. Такие действия сотрудники таможни осуществляют на основании п. 2 Правил проведения таможенного контроля за начислением и уплатой таможенных платежей при производстве таможенного оформления товаров (утв. Приказом ГТК России от 04.01.1995 N 2). Как показывает судебная практика, такие отметки служат достаточным доказательством факта уплаты НДС на таможне (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26.06.2006 N Ф04-3664/2006(23712-А45-31)). Но если таких отметок не будет, импортеру рекомендуем воспользоваться возможностью получить либо Отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, либо Подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов.

Как правило, проблем с исчислением «таможенного» НДС у организаций не возникает. Основная масса вопросов связана с применением вычета. Дело в том, что «таможенный» НДС организации могут принять к вычету (п. 2 ст. 171 НК РФ). В какой момент возникает право на вычет?

К необходимым документам относится и выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическую уплату налога по ввезенным товарам. Таким образом, перед представлением «белорусской» декларации компания сначала должна будет уплатить НДС, чтобы при подаче самой декларации у нее имелась в наличии банковская выписка, подтверждающая уплату НДС.

Данную позицию разделяют и суды. Они отмечают: применение 18%-ной ставки вместо нулевой противоречит принципу равенства налогообложения, т.к. допускает возможность произвольного применения плательщиками НДС положений НК РФ. Следовательно, заявлять к вычету НДС по ставке 18% неправомерно (см., например, Постановление Президиума ВАС РФ от 20.11.2007 N 7205/07, Решение ВАС РФ от 09.06.2006 N 4364/06, Постановление ФАС Московского округа от 11.12.2008 N КА-А40/11445-08). Правомерность такого подхода подтвердил и Конституционный Суд РФ в Определении от 05.03.2009 N 468-О-О: нормы НК РФ, согласно которым покупатель транспортных услуг не вправе принять к вычету НДС, неправомерно выставленный ему перевозчиком по ставке 18%, соответствуют Конституции РФ.

Основанием для вычета НДС, уплаченного при импорте товаров, здесь будет являться не счет-фактура, как обычно, а таможенная декларация вместе с платежными документами, подтверждающими факт уплаты НДС таможенникам. Эти документы и надо регистрировать в книге покупок, о чем прямо сказано в п. 10 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914. Кстати, если оплата налога при импорте производится за счет заемных средств, налоговая инспекция не вправе отказать организации в вычете. Ведь из НК РФ следует, что налог должен быть уплачен, а за счет каких именно средств, значения не имеет. Аналогичная точка зрения высказана и Минфином России в Письме от 24.08.2005 N 03-04-08/226.

Какой порядок возмещения (возврата) НДС при импорте товаров

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! От неукоснительного соблюдения компанией-импортером обозначенных выше условий напрямую зависит, сможет ли она применить налоговый вычет и возместить НДС по импортным операциям.

И еще момент. Если импортный НДС был неправомерно излишне удержан таможней, а потом возвращен ею, вычет нужно восстановить.

  1. Анализ представленных импортером документов, во время которого устанавливают декларанта, грузоотправителей, грузополучателей, фактические склады временного хранения и определяют факт пересечения транспортными средствами таможенных постов.
  2. Определение иностранного производителя (осуществляется путем направления запроса в соответствующие контрольные органы иностранных государств). Также может производиться анализ наличия либо отсутствия информации об иностранном контрагенте в интернете.
  3. Установление фактического покупателя товара по результатам исследования движения товара: проверяются транспортные и сопроводительные бумаги, определяется перевозчик, вид используемого транспорта и его собственник. Также объем ввезенной партии проверяется на соответствие грузоподъемности транспорта, устанавливается маршрут товародвижения, производятся контрольные мероприятия в отношении всех лиц, задействованных в цепочке (перевозчиков, экспедиторов, грузополучателей и даже водителей).
  4. Установление конечного покупателя по вышеописанной схеме.

О том, какие лица становятся плательщиками таможенного НДС, читайте в материале «Кто является плательщиком НДС?».

  1. Ввезенный товар приобретается для обязательного участия в операциях, облагаемых НДС.
  2. Приход товара отражен в учете.
  3. У импортера, желающего применить вычеты, есть документальное подтверждение фактической уплаты таможенного НДС.

Говоря о возмещении импортного НДС, нельзя не упомянуть о том, что существует ряд спорных ситуаций, при которых мнения контролеров и налогоплательщиков расходятся. Например, импорт демонстрационных образцов: как показывает практика, инспекторы нередко снимают по ним вычеты, мотивируя это тем, что НДС, уплаченный при ввозе безвозмездных образцов, возместить нельзя.

В целях проверки правомерности возмещения импортного НДС контролерами проводятся следующие мероприятия:

Обязательства по уплате НДС при импорте у заявителя появляются, как только таможенники зарегистрируют декларацию. При этом необходимо полностью уплатить НДС на таможне до выпуска товаров из нее. Рассчитывается налог по установленным ставкам с общей суммы, которую составляют таможенная стоимость ввезенных товаров, акциз, а также таможенная пошлина.

НДС при импорте товаров в 2017-2018 годах

Нюансы импортного НДС рассмотрены в отдельных материалах.

Как быть, если ввезенный из стран ЕАЭС товар похищен, читайте в статье «Ввезенный из Белоруссии товар похищен. Что делать с НДС?».

С учетом положений ст. 171 НК РФ НДС, уплаченный при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, принимается к вычету плательщиками НДС. Но для того, чтобы принять указанный налог к вычету, необходимо иметь документальное подтверждение произведенных импортных операций. Документальное подтверждение ввозного НДС при импорте из стран ЕАЭС и стран, не входящих в этот союз, различаются. При импорте из стран, не входящих в Евразийский союз, такими подтверждающими бумагами могут быть:

Для принятия к вычету ввозного НДС при импорте из стран ЕАЭС необходима отметка налогового органа на этом заявлении.

  • Российская Федерация;
  • Республика Беларусь;
  • Республика Казахстан;
  • Республика Киргизия;
  • Республика Армения.

При этом очень важно обратить внимание на порядок проставления печатей на таможенной декларации.

С позицией Минфина РФ о сроке, в течение которого НДС может быть принят к вычету, читайте в материале «Вычет по ”евразийскому” НДС можно получить в течение 3 лет».

НДС при импорте представляет собой входной налог, который образуется в результате осуществления покупки товара, работы или услуги у иностранного поставщика (импортера).

НДС по реализации на экспорт

В обязанности некоторых экспедиторов входило оказание комплекса услуг по обслуживанию товаров заказчика на Новороссийской таможне: организация перевалки товаров через Новороссийский морской торговый порт, оформление товаросопроводительных документов, сертификатов, паспортов, иных разрешений государственных органов. Функции экспедиторов были определены так: «своевременная отгрузка товаров на соответствующее судно, незамедлительная организация процесса перевалки товаров, представление интересов компании при погрузке товара на борт судна, оформление комплекта судовых, грузовых документов на груз». Все эти операции были признаны судом не связанными с транспортировкой товара на экспорт, а вычет НДС в размере 18% правомерным.

Таким образом, экспедитор, выставляя счет на свое вознаграждение, должен применять ставку НДС 0% — так решил Президиум ВАС РФ в Постановлении от 19.06.2006 N 16305/05.

Таким образом, исходя из совокупности норм налогового и таможенного законодательства, можно утверждать, что для применения ставки НДС 0% достаточно подтвердить факт экспорта, то есть вывоза товаров с таможенной территории РФ. Отметим, что приведенная позиция поддерживается арбитрами (Постановления ФАС СЗО от 22.01.2007 N А56-49739/2005, от 11.09.2006 N А56-36123/2005, от 17.07.2006 N А56-43515/2005) и, как ни странно, пропагандируется в некоторых письменных разъяснениях налоговиков и финансистов (Письма УМНС по г. Москве от 16.06.2004 N 11-10/40146, Минфина России от 05.06.2006 N 03-04-08/111).

Однако налогообложение транспортных услуг не всегда зависит только от того, задекларированы грузы или нет на момент передачи их перевозчику. Так, согласно пп. 2 и 9 п. 1 ст. 164 НК РФ по налоговой ставке 0% облагаются непосредственно услуги по перевозке, а также услуги по организации перевозок (сопровождение, погрузка, перегрузка и аналогичные). Чиновники попытались разъяснить, какие именно действия они подразумевают под перечисленными услугами, в письмах. Так, в Письме от 21.11.2006 N 03-04-08/239 финансисты указали, что под термином «услуги по организации вывоза (ввоза) товаров» в целях применения пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ следует понимать комплекс операций, непосредственно направленных на вывоз (ввоз) товаров конкретным транспортным средством, включая операции по полному или частичному его заполнению товарами, а также по размещению и креплению товаров на транспортном средстве и т.п. Среди «иных» в Письме ФНС по г. Москве от 27.03.2007 N 19-11/28223 названы работы и услуги по погрузке, перегрузке, разгрузке, сопровождению, экспедированию, хранению, сортировке товаров, выполняемые российскими перевозчиками либо иными лицами, — связанные с перевозкой товара, вывезенного (ввезенного) в соответствующем таможенном режиме. Все перечисленные услуги можно объединить одним термином — «транспортно-экспедиционные услуги». При этом и налоговики, и арбитры придерживаются следующей позиции. Под налогообложение по ставке 0% подпадают услуги, оказываемые только в рамках договора транспортной экспедиции. Если аналогичные работы выполняются по агентскому договору, то организатор перевозки должен применять 18%-ную ставку.

К понятию совершения определенных действий относят: въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу РФ в целях убытия его с таможенной территории РФ; сдача транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории РФ и т.д.

Одна из проблем, с которой может столкнуться компания-экспортер, — переквалификация сделки из внешнеэкономической в совершенную на внутреннем рынке. Причиной этого может быть соответствующий пункт договора или его условия о том, что переход права собственности на продукцию состоялся на территории РФ. Однако в действующем законодательстве нет предпосылок того, чтобы условия о передаче прав на продукцию (товар) обуславливали признание (непризнание) совершенной сделки экспортной. Противостоять проверяющим можно только с помощью закона. Вот краткие рекомендации.

Таким образом, системный анализ пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ и пп. 9 п. 1 ст. 11 ТК РФ позволяет сделать вывод о том, что нулевой ставкой НДС облагаются лишь операции по транспортировке товаров, прошедших процедуру таможенного оформления (задекларированных товаров) либо переданных перевозчику для отправки за пределы таможенной территории РФ. Все работы (услуги), связанные с перевозкой товаров, не прошедших таможенное оформление или не переданных транспортной организации для их непосредственного вывоза, не могут признаваться операциями по перевозке (транспортировке) вывозимых/ввозимых товаров.

Отдельного внимания заслуживает один из договоров компании с транспортной организацией. Согласно ему перевозчик:
— обеспечивал подачу подвижного состава, пригодного для перевозки товаров под погрузку, в сроки и объемах, необходимых для соблюдения графика перевозок;
— уведомлял грузополучателей и компанию об отправке им грузов и о пересечении государственной границы и (или) прибытии грузов в порт;
— следил за продвижением груза и возвратом порожних цистерн по всему маршруту следования.


Комментарии запрещены.